Как ужиться со свекровью: рекомендации
Вы знаете, что больше всех в мире страдают завистью дьявол и старуха: около Эмилии была свекровь, а дьявол всегда там, где можно сделать зло.
(М. Горький, «Сказки об Италии")
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть...
(Н. Некрасов)
Давно подмечено, что анекдотов про тещу хоть отбавляй, а вот про свекровь шутить как-то не принято. Зато мировой фольклор полон леденящими душу историями, где ужасные свекрови просто измываются над несчастными безропотными невестками.
Вспомним хотя бы Кабаниху из «Грозы» Островского, которая довела «луч света в темном царстве» – Катерину – до самоубийства. Или сказку Перро о спящей красавице, где свекровь-королева чуть не съела (в буквальном смысле слова) своих нежеланных внучат (в детских версиях сказки про это, конечно, умалчивают).
Пословицы и поговорки тоже особого оптимизма не прибавляют. Судите сами: «Свекр – гроза, а свекровь выест глаза», «Свекровь-свекровь попьет твою кровь», «Свекровь на печи, что собака на цепи», «Журлива как свекровь», «От свекрови никому в семье нет промытой воды», «Кому свекровушка, а кому – свекровища» и т.д.
Истоки такой демонизации образа, наверное, стоит искать в пресловутом патриархате. Ведь у большинства народов девушка, выходя замуж , обычно переселялась именно в дом мужа, тут же попадая под полную власть новообретенных свекров. Недаром во многих традициях именно свекровь встречала невестку с хлебом-солью на пороге дома. А в некоторых деревнях Турции молодая жена вообще должна была пролезть в дом... между свекровиными ногами, как бы заново рождаясь новой матерью.
На Руси также существовал ритуал, по которому невестка кидала в семейный очаг мужа свой девичий поясок, а новая «маменька» опоясывала ее пояском своим, символизируя сами понимаете что. В придачу свекровь три раза слегка била молодуху плеткой, приговаривая: «Это свёкрова гроза; это свекровина гроза; это мужнина гроза». Отныне родители жены могли появляться в новой семье только в качестве гостей и общаться с дочерью только в присутствии свекрови. Стоит добавить, что именно свекровь следила за тем, чтобы всё невесткино приданное было доставлено в срок и в полном объеме.
Немудрено, что, выходя замуж , русские девицы обливались вполне натуральными слезами и пели подружкам жалобные песни вроде этой:
«Как же мне буде в чужи люди идти,
Как же мне буде в чужих людях жить?
Как же мне буде свекровушка звать?
Свекровкой назвать – осердится,
Маменькой называть не хочется…»
Впрочем, в итоге делаются правильные выводы:
«Убавлю я спеси, гордости,
Прибавлю ума-разума:
Назову люту свекровь матушкой…»
Давно подмечено, что анекдотов про тещу хоть отбавляй, а вот про свекровь шутить как-то не принято. Зато мировой фольклор полон леденящими душу историями, где ужасные свекрови просто измываются над несчастными безропотными невестками.
Вспомним хотя бы Кабаниху из «Грозы» Островского, которая довела «луч света в темном царстве» – Катерину – до самоубийства. Или сказку Перро о спящей красавице, где свекровь-королева чуть не съела (в буквальном смысле слова) своих нежеланных внучат (в детских версиях сказки про это, конечно, умалчивают).
Пословицы и поговорки тоже особого оптимизма не прибавляют. Судите сами: «Свекр – гроза, а свекровь выест глаза», «Свекровь-свекровь попьет твою кровь», «Свекровь на печи, что собака на цепи», «Журлива как свекровь», «От свекрови никому в семье нет промытой воды», «Кому свекровушка, а кому – свекровища» и т.д.
Истоки такой демонизации образа, наверное, стоит искать в пресловутом патриархате. Ведь у большинства народов девушка, выходя замуж , обычно переселялась именно в дом мужа, тут же попадая под полную власть новообретенных свекров. Недаром во многих традициях именно свекровь встречала невестку с хлебом-солью на пороге дома. А в некоторых деревнях Турции молодая жена вообще должна была пролезть в дом... между свекровиными ногами, как бы заново рождаясь новой матерью.
На Руси также существовал ритуал, по которому невестка кидала в семейный очаг мужа свой девичий поясок, а новая «маменька» опоясывала ее пояском своим, символизируя сами понимаете что. В придачу свекровь три раза слегка била молодуху плеткой, приговаривая: «Это свёкрова гроза; это свекровина гроза; это мужнина гроза». Отныне родители жены могли появляться в новой семье только в качестве гостей и общаться с дочерью только в присутствии свекрови. Стоит добавить, что именно свекровь следила за тем, чтобы всё невесткино приданное было доставлено в срок и в полном объеме.
Немудрено, что, выходя замуж , русские девицы обливались вполне натуральными слезами и пели подружкам жалобные песни вроде этой:
«Как же мне буде в чужи люди идти,
Как же мне буде в чужих людях жить?
Как же мне буде свекровушка звать?
Свекровкой назвать – осердится,
Маменькой называть не хочется…»
Впрочем, в итоге делаются правильные выводы:
«Убавлю я спеси, гордости,
Прибавлю ума-разума:
Назову люту свекровь матушкой…»
Кстати, и сегодня называть мать мужа в глаза «свекровью» как-то не принято, хотя и «мамой» совсем не обязательно.
Контроль свекрови над невесткой в старину был тотальным – настоящая «дедовщина» (точнее, «свекровщина»). Свекровь была старше и опытней, действовала на своей территории, а материнский инстинкт заставлял ее по-прежнему оберегать своего сына. Поэтому до ее смерти невестка была скорее служанкой, нежели хозяйкой дома. Вот как в русском фольклоре опытная девушка открывает глаза своей младшей сестре на особенности замужней жизни: «Ты не жди-ка, сестрица милая, от свекра и свекрови слова доброго, наряда прекрасного. Они рыкнут по-звериному, зашипят на тебя по-змеиному». А вот типичные жалобы на житие в чужой семье: «Ступишь ли ногой – поглядят всё за тобой; махнешь ли рукой – засмеются над тобой; молвишь ли словечко – передразнивать начнут; сядешь ли за стол – все куски во рту сочтут; станешь ли молчать – станут дурой величать».
Очень красноречива и финская пословица: «Зятя хвали редко, невестку – никогда». Но еще более не повезло индийским невесткам. В деревнях Индии до сих пор нередко живут большими семьями (порой до полусотни человек), поэтому, если девушка выходила замуж за младшего сына, то ею имеют право командовать не только свекровь, но и все невестки сыновей более старших.
Любимым занятием свекрови всегда была слежка за моральным обликом невестки. В Турции именно свекровь должна была контролировать результаты первой брачной ночи и вывешивать на утро простынь с кровью как доказательство «чистоты» невесты. Свекрови так любили изводить невесток подозрениями в супружеской неверности, что русский фольклор обогатился еще несколькими пословицами: «У лихой свекрови и сзади глаза – невестке на отместку», «Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит».
Впрочем, у некоторых народов придуманы разные профилактические меры, предупреждающие вышеуказанные конфликты. Так, у отдельных африканских племен свекровь с невесткой могут встречаться только по большим праздникам. А на Соломоновых островах им запрещено одновременно заниматься одной и той же работой, а также находиться вместе в хозяйственной части дома. То есть реализуется старый принцип о недопустимости двух хозяек на одной кухне .
Кстати, о кухне. В корейских семьях, где тщательно оберегают семейные кулинарные секреты, девочек вообще не учат готовить. Поэтому кулинарным премудростям девочку учит свекровь, что, по мнению корейцев, вдвойне разумно: и секреты остаются в семье, и готовит невестка лишь то, к чему привык с детства ее муж.
Руфь сказала своей свекрови: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить
Современная жизнь, конечно, вносит свои коррективы, и молодая пара всё чаще пытается ускользнуть из-под власти свекрови и жить отдельно. Впрочем, это зачастую еще больше обижает маму мужа – мол, сына увели, про нее забыли... И восточная пословица о том, что «в раю пустуют два кресла: одно – для хорошей свекрови, второе – для хорошей невестки» до сих пор актуальна.
Но даже в старинных сказаниях можно найти примеры высокоморальных отношений невестки со свекровью. Так в Библии приводится история Руфи – прабабки знаменитого царя Давида, – которая после смерти мужа не бросила свекровь, а, напротив, заботилась о ней, по сути заменив сына. Недаром само имя «Руфь» переводится как «верная».
Может быть от свекрови и коммерческая выгода. :) Так, недавно англичанка Дженнифер Стовер сделала в букмекерской конторе ставку на то, что ее свекровь доживет до 100 лет, и выиграла приличную сумму – 12,5 тыс. фунтов.
Так что берегите вашу свекровь и помните о ней, когда вам самой придется оказаться на ее месте. Вот тогда и попробуете быть добрее, терпимее и великодушнее.