Как выйти из тупика
В повседневной жизни, хотим мы этого либо не хотим, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой конфликта, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
Ссоры могут возникать где угодно, когда угодно и с кем угодно. Мы конфликтуем: на работе с коллегами либо начальством; дома с супругом, детьми или родственниками; да в общественном транспорте, наконец! Этот процесс забирает у нас массу сил, времени и здоровья, а так же, несомненно, портит нам настроение.
Избежать конфликтных ситуаций и их последствий практически не возможно, так как в процессе жизнедеятельности наши интересы неизбежно сталкиваются с интересами других людей. Как следствие - возникает конфликт.
Как же вести себя в случае возникновения такой ситуации? Нужно ли жертвовать своими интересами ради сохранения «мира»?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, да и не может существовать, так как каждый случай сугубо индивидуален и требует отдельного подхода. Однако есть ряд общих рекомендаций, которые помогут тебе в процессе поиска путей выхода из сложившейся ситуации.
Для начала необходимо запомнить, что лучший конфликт – не существующий! Поэтому заниматься решением проблемы необходимо еще до ее появления. Стоит заметить, что конфликтная ситуация – это еще не конфликт, она выступает в роли некой лесенки ведущей к конфликту. Но все зависит от того, в каком направлении ты движешься (в сторону конфликта либо в сторону примирения).
В случае если конфликт не возможно предотвратить и ситуация начинает набирать обороты, постарайся сохранять спокойствие. Не паникуй!
Посмотри на данную ситуацию со стороны, проанализируй ее. Ответь себе на такие вопросы: В чем заключается проблема? Почему она возникла? В чем суть ваших разногласий? Каким образом развивается конфликтная ситуация, какова ее динамика?
Вступая в процесс противостояния необходимо четко осознавать цель, которую ты преследуешь. Так как от этого во многом зависит результат твоих усилий, направленных на разрешение конфликтной ситуации. Проанализируй, насколько адекватно ты воспринимаешь конфликт.
Очень часто, в ситуации конфликта, мы не правильно воспринимаем свои действия и намерения оппонента. Мы не редко считаем себя жертвами, и глубоко убеждены, что не заслуживаем такого жесткого отношения к себе, уверяя окружающих в том, что справедливость целиком на нашей стороне. Мы резко критикуем действия противника, осознавая тот факт, что ведем себя аналогичным образом, однако свои поступки зачастую оправдываем. Иногда один из противников видит недостатки и погрешности другого, не замечая аналогичных погрешностей в самом себе.
Эти и подобные заблуждения, присущи каждому из нас в конфликтной ситуации и, как правило, только усугубляют конфликт, так как возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственных предубеждений. Допуская враждебный настрой оппонента, мы автоматически начинаем защищаться от него, переходя в наступление. Как следствие возникает аналогичная реакция с другой стороны по отношению к нам, и наше предварительное допущение начинает подтверждаться, хотя оно и было не верным.
Разрешение конфликта – это искусство! И очень важно в процессе овладения этим искусством совершить как можно меньше ошибок! Поэтому существует ряд правил, которые помогают участникам конфликта найти наиболее подходящий путь примирения.
Эмоции под контролем! Не форсируй события (конфликтуй не спеша).
Не «зацикливайся» на самом факте конфликта, ищи первопричину.
Определи для себя все негативные и позитивные варианты развития конфликта.
Не стремись «замять» конфликт, доведи его до логического конца.
Не конфликтуй по пустякам.
Золотое правило человечества - поступай с другими людьми так, как ты хотела бы, что бы поступали с тобой.
Кто делает первый шаг к примирению, тот выигрывает!
Научись не только слушать доводы оппонента, но слышать их.
Итак, когда мы проанализировали ситуацию и готовы приступить к разрешению конфликта, возникает вопрос с чего начать?
Первым шагом в такой ситуации является «контроль эмоций». Он позволяет разрядить обстановку и приступить к решению проблемы. Этого можно добиться с помощью подобного высказывания адресованного оппоненту: « Я знаю, что ты нервничаешь и очень раздражен. Я раздражена не меньше. Но нам необходимо найти выход из сложившейся ситуации, поэтому лучше оставить эмоции. Ты готов это сделать?». Если человек все же не контролирует свои эмоции, скажи ему следующее: « Я вижу, что ты все еще нервничаешь. Мне бы хотелось понять причину твоего гнева?». Подобное высказывание с твоей стороны дает оппоненту возможность осознать тот факт, что ты готова приступить к решению проблемы.
Когда разум взял верх над эмоциями можно приступать к следующему шагу. Выясни позицию другой стороны, это поможет тебе понять желания оппонента и его нужды. Взгляни на ситуацию с точки зрения другого человека, даже если ты с ней не согласна. В процессе диалога избегай выносить суждения о чувствах оппонента, это может вызвать обострение конфронтации. Если другая сторона начинает диалог с обвинений в твой адрес, не отвечай взаимностью (этим ты заработаешь «+» в свой адрес) и все обвинения сойдут на «нет». Вовлекай другого человека в процесс разрешения конфликта, даже если можешь взять инициативу на себя. Главное чтобы у него сложилось впечатления значимости его мнения. Ищи варианты разрешения противоречий вместе.
Определи скрытые интересы оппонента, этого можно добиться по средствам элементарного общения. Спроси, почему человек выбрал именно эту позицию. Задавай вопросы спокойно, доброжелательным тоном. В своих умозаключениях старайся учитывать всю гамму причин, которые могут оказывать влияние на позицию противника.
Следующий шаг на пути к решению конфликта – выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, удовлетворяющих оппонентов. Чем больше вариантов решения проблемы, тем больше вероятность того, что проблема будет решена. В процессе обсуждения альтернатив, сосредотачивайся на будущем, не разрушай конструктивную атмосферу экскурсами в прошлое. Сохраняй открытость к различным идеям, вне зависимости кем они были выдвинуты тобой или другой стороной. Не торопись при выборе оптимального варианта. Перед тем как принимать окончательное решение, хорошо его проанализируй.
Если ты уже определилась с вариантом решения проблемы, опиши твоему оппоненту выгоды, которые он получит в результате. Таким образом, человек который совсем недавно был твоим соперником, почувствует, что ты учитываешь его интересы и станет поступать таким же образом по отношению к тебе. После окончательного разрешения ваших разногласий, поблагодари твоего собеседника, это можно сделать при помощи такой фразы: « Я очень рада тому, что нам удалось найти общий язык! Я очень благодарна тебе за то, что ты выслушал меня, и нам удалось решить эту проблему вместе!»
Решение принято! Обе стороны конфликта удовлетворены! Конфликт исчерпан!
Безусловно, в этой статье мы затронули только вершину конфликтного айсберга. Так как феномен конфликта гораздо шире и сложнее, он многогранен и принимает различные формы, начиная от внутриличностного конфликта заканчивая военно-политическим. Но все же, я искренне надеюсь, что приведенные в этой статье рекомендации, может быть, помогут тебе сделать твою жизнь немножечко лучше. Ведь так приятно находится в гармонии с окружающим миром и людьми. Не ссорься!